Словарь карточных терминов

  • ПАДАТЬ НА МИЗЕР - (разг.) заказывать рискованный мизер. Говорят также упасть на мизер.
  • ПАКЕТ - (шул.) несколько карт, известных сдающему. Существует шулерский приём под названием ЗАСЛАТЬ ПАКЕТ. В играх, где сдают не по одной, а по несколько карт (преферанс - по 2, деберц - по 3), нечистый на руку игрок может положить сверху или снизу в колоду несколько карт одной масти (или другие контрольные карты) и, не перетасовав их с остальными, запомнить после съёма место, где лежат известные карты. Во время сдачи он следит, куда пойдут известные ему карты пакета. Если карты попали противнику, это называется заслать пакет (в этом случае подбираются плохие карты). Понятно, что пакет даёт известное преимущество.
  • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОНОС - то же, что ХОЛОСТОЙ ПРОНОС.
  • ПАРОВОЗ - (разг.) несколько карт на МИЗЕРЕ. Когда игрок берёт на мизере взятку, после которой уже не может отдать хода, то говорят, что игрок получил паровоз на мизере.
    Этимология: выражение произошло от сходства с поездом: паровоз тянет за собой много вагонов.
  • ПАС - широко распространённый термин, употребляемый во многих карточных играх, в том числе и в преферансе. Означает отказ игрока от борьбы за прикуп, за назначение контракта, от виста.
    Этимология: от франц.: pass - мимо, прохожу, пропускаю. Слово пассивный происходит от того же корня.
  • ПЁР - (разг.) везение. Когда игроку везёт, когда ему идёт хорошая карта, ПРЁТ КАРТА, то говорят, что у него пёр стоит или что ему пёр идёт. Про несчастье в картах, наоборот, говорят непёр стоит.
  • ПЕРЕБИТЬ - 1. сделать более высокое назначение: заказать более высокую игру в играх винт, бридж, преферанс.
    2. положить более старшую карту.
  • ПЕРЕВЕС - нарушение равновесия шансов на выигрыш и проигрыш. Любая азартная или коммерческая игра основана на равенстве шансов играющих на выигрыш и проигрыш. Когда равенство шансов нарушено в пользу одного из игроков, говорят, что этот игрок имеет перевес, а сама игра для него является перевесной, в то время как для его партнёра - недовесной.
    Перевес - понятие чисто математическое и является разницей между шансами игрока на выигрыш и проигрыш. Перевес может быть заложен изначально в правилах игры и точно рассчитан по теории вероятностей (например, в игре рулетка перевес находится на стороне банка и равен 1/37, или 0,02703, или около 3% - за счёт зеро). Практически во всех играх казино заложен небольшой перевес в пользу заведения, колеблющийся в разных играх от 1 до 16%.
    Перевеса можно достичь за счёт лучшего умения играть (например, для чемпиона мира по шахматам игра в шахматы с любым перворазрядником, очевидно, является перевесной). Наконец, шулера выигрывают за счёт того, что создают себе перевес искусственно - путём применения шулерских приёмов. Как говорил Фёдор Иванович Толостой-Американец: «Увлекусь привычкой исправлять ошибки Фортуны».
    Все шансы в преферансе: краплёные карты, маяк и т.д. преследуют и достигают одну единственную цель - изменить вероятность выигрыша в свою пользу, т.е. получить перевес. Для применения определённого шанса в определённой игре перевес может быть просчитан экспериментально , т.е. статистически, и тогда становится известно, чем этот перевес может быть уравновешен. Для игрока очень важно уметь точно оценить количественное значение перевеса.
  • ПЕРЕВЕСТИ - в денежных расчётах означает переадресовку долга на другого человека. Производится с согласия всех участников расчётов. Известно выражение перевести на крутых, означающее привлечение группы профессиональных вымогателей для взыскания долга за определённый процент или перевод долга на человека, которому должник заплатит в силу авторитета этого человека.
  • ПЕРЕВОД - 1. переадресовка долга. См. ПЕРЕВЕСТИ.
    2. (шул.) приём, применяемые шулером при игре с участием сообщника, заключающийся в том, что шулер умышленно проигрывает своему сообщнику.
  • ПЕРЕГОВОРЫ - один из этапов карточной игры, называющийся также ТОРГОВЛЕЙ. Многие игры (винт, преферанс и др.) состоят из переговоров и розыгрыша. Предметом торговли, или переговоров, в преферансе является взятие прикупа, назначение игры, заказ козыря. Побеждает в переговорах игрок, сделавший наивысшее назначение.
  • ПЕРЕДАТЬ ХОД - отдать взятку партнёру, который сможет сделать ход после получения взятки.
  • ПЕРЕДАТЬСЯ - то же, что ПЕРЕДАТЬ ХОД.
  • ПЕРЕДАЧА - возможность передать ход на другую руку в коллективных играх, основанных на розыгрыше, - от одного вистующего другому (в преферансе), со стола в руку (в бридже) и т.п. Передача хода - один из важнейших моментов в розыгрыше: чтобы дать взятку на мизере, прорезать или провести импас, убить старшую карту противника козырем, нужно своевременно позаботиться о передаче хода.
  • ПЕРЕДЁРГИВАТЬ - 1. исполнять шулерский приём ДЁРЖКА. Передёргиванием называется также ВОЛЬТ, т.е. незаметное перекладывание после съёма снятой части колоды на прежнее место.
    2. в переносном значении передёргивать означает искажать или подменять факты в споре, «подтасовывать» их, вести спор нечестно.
  • ПЕРЕЗАКЛАД - (разг.) то же, что НЕДОЗАКАЗ.
  • ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ - смена масти хода. Если игрок, отобрав козырей, пошёл, к примеру, в бубну, то говорят, что он переключился на бубну. Если смена масти хода была необходима для подсада, то такое переключение могут назвать разящим.
  • ПЕРЕТЬ - (разг.) везти. Употребляется только в третьем лице, чаще всего в безличной форме: ему сегодня прёт, т.е. везёт.
    Примеры употребленияКарта прёт им, ну а нам пойду покличу (В.С. Высоцкий) • На том мизере ему жутко пропёрло.
  • ПЕРЕХВАТ - 1. карта, которой можно взять взятку и получить ход, заведомо старшая карта. Например, в комбинации А7 туз является гарантированным перехватом. Гарантировать получение хода может также комбинация из нескольких карт. Например, KQ. Термин «перехват» употребляется преимущественно на распасовке и на мизере. Комбинацию, обещающую взятку, чаще называют ЗАДЕРЖКОЙ. Стопроцентный перехват называют также фиксированным перехватом.
    2. технический приём розыгрыша, применяемый на распасовке и на мизере для получения хода и своевременного отбора своих взяток.
  • ПИКИ - чёрная МАСТЬ в карточной колоде с очками в виде наконечников копья . В преферансе, винте и многих других играх пика считается самой младшей, первой по порядку мастью в колоде: пика, трефа, бубна, черва.
    Этимология: франц.: pique - копьё, кирка, pique - колоть, нем.: pik - копьё.
  • ПИСТОЛЕТ - комбинация из нескольких карт (как правило, из двух) в масти, которая есть у двух игроков, а у третьего нет. Имеет значение только на распасовке. Например, после первого хода на распасовке выбыло четыре бубны. Осталось на руках тоже четыре. Из них 89 у одного игрока, а А7 у другого. Так как никто не добирает туза, делаем предположение, что А7 на одной руке. Имеющий их не знает с чего ходить: если 89 на разных руках, нужно ходить с 7; если на одной руке - сначала с туза, а потом с семёрки. Имея 89, игрок держит пистолет - не сносит от этой масти, угрожая на ход в семёрку вернуть взятку на оставшегося туза. Так же и его противник, не трогая больше бубну, как бы предостерегает от хода в неё: пойдешь - перехвачу и верну. При этом третий партнёр. не имеющий бубён, будет сносить берущие карты других мастей на ход в бубну. Это обстоятельство заставляет обоих воздерживаться, доколе возможно, от хода в бубну и держать пистолет про запас.
  • ПИХАТЬ - (шул.) в шулерской игре, если один игрок успешно применяет против другого какой-то шулерский приём, например, краплёные карты, то говорят, что он пихает краплёные карты, а про его партнёра говорят, что ему это лезет, пролазит, проходит.
  • ПЛОТНОСТЬ - характеристика структуры карты в определённой масти. Например, KQJ10 - плотная карта, а KJ97 - не плотная (или рыхлая, дырявая, хлипкая, жидкая). В физике плотность - отношение массы тела к его объёму. В коммерческих играх большая или меньшая плотность характеризуется количеством «дырок», т.е. отсутствующих промежуточных карт. Понятие плотности влияет на возможность разыграть масть со своего хода при наличии определённого количества темпов. Так, например, для розыгрыша KQJ109 нужен один темп, а для розыгрыша KJ987 - три темпа (т.е. 3 хода). Собственно плотность той или иной масти учитывается игроком при заказе козыря, выборе хода на распасовке, при сносе, розыгрыше и т.д.
  • ПОДАВИТЬСЯ - (шул.) не сумет выиграть, споткнуться, натолкнуться на неприятность. Если иметь ввиду устойчивую связь в арготической лексике между успешным применением шулерских приёмов и образом поедания (см. ЖРАТЬ), то смысл слова подавиться становится более понятным: «схавал - давись!», «подавился последним кушем» и т.д.
  • ПОДБИТКА - ситуация, при которой на ход в отсутствующую у двух игроков масть один игрок кладёт козыря, а другой - тоже козыря, но рангом ниже. Если бы второй козырь был старше первого, положенного во взятку, и перебивал бы его, такая ситуация называлась бы НАДБИТКА, или СЮРКУП.
  • ПОДБОР - (шул.-блат.) колода карт или часть колоды, сложенная в определённом порядке.
  • ПОДПОРКА - выражение, употребляемое в преферансе и других играх. Означает маленькую карту при тузе или марьяже, как бы служащую прикрытием. Если марьяж бьется козырем, подпорка (или прикрытие) может спасти его. Чтобы убить марьяж с подпоркой, вистующие должны найти передачу, т.е. масть, в которой можно передать ход; кроме того, нужно иметь второй козырь на то же руке, где нет масти марьяжа. Подпорка служит защитой марьяжу. Другие названия - нога, прикрытие.
  • ПОДУШКИ - (шул.) поддельные карты. См. БОЧОНКИ.
  • ПО-ИГРЕЦКИ - (устар.) подобающим игроку образом, приличествующе человеку.
  • ПО-ИГРОЦКИ - то же, что ПО-ИГРЕЦКИ.
  • ПОКАЗКА - (устар.) шулерский приём. То же, что МАЯК. Игра с маяком называлась игрой на показку.
  • ПОКАЗЧИК - (шул.) помощник шулера в игре на показку. См. МАЯК.
  • ПОЛУОТВЕТСВЕННЫЙ ВИСТ - см. ВИСТ ПОЛУОТВЕТСВЕННЫЙ
  • ПОНТЁР - в банковых играх - игрок, играющий против банкомёта. В играх банк, штосс, фараон понтёр ставит карту и делает ставку, ставит деньги на эту карту. Если карта выпадет налево, выигрывает понтёр, если направо - банкомёт. Понтёров может быть неограниченное количество. Банкомёт всегда один. Во всех играх казино представитель заведения является банкомётом, а игроки - понтёрами.
    Этимология: из франц.: point - точка, пункт, определение местонахождения, очко (в игре); pointeur - наводчик (воен.).
  • ПОПАСТЬ В КОЗЫРЯ - сделать ход в масть, которой нет у разыгрывающего и на которую он должен класть козыря.
  • ПОРТАЧИТЬ - портить, например, карты при изготовлении поддельных карт или хорошую игру плохим розыгрышем. В игре может означать: ошибиться, заявляя игру, и недобрать нужного числа взяток, к примеру заказать в преферансе мизер и не сыграть его.
  • ПОСАДИТЬ - то же, что ОБРЕМИЗИТЬ. См. также РЕМИЗ.
  • ПОСТАНОВКА - запланированные действия или обстоятельства в шулерской или профессиональной игре, спектакль, разыгрываемый вокруг жертвы, имеющюй цели: усыпить бдительность, склонить к игре, убедить в мнимых преимуществах и т.п. Известны выражения: для постановки, по постановке, для дела, - означающие: по плану, по сценарию. По постановке шулер может разыгрывать из себя богача и мота, простака или пьяного - с целью возбудить в жертве жадность и жажду легкой наживы; иногда намеченной жертве оказывается услуга, после которой неудобно отказать «благодетелю» в невинном развлечении - карточной игре. Для обыгрывания других шулеров карточные мошенники изобретают головокружительно сложные постановки с точным психологическим рассчётом поведения участников игры. Все «случайности» в такой игре бывают тщательнеёшим образом спланированы и подготовлены.
  • ПОСТАНОВЩИК - 1. автор ПОСТАНОВКИ, человек, планирующий игры, а также предшествующие и сопутствующие ей обстоятельства, рассчитывающий психологические реакции, учитывающий индивидуальные особенности и склонности намеченной жертвы, возможное влияние окружающих и многое другое. Постановщик - это режиссёр, расписывающий роли в постановке, расставляющий актёров и распределяющий функции. Постановщик - самая ценная квалификация профессионального игрока. Все без исключения игроки, достигшие вершины пирамиды игроцкой жизни и удерживающиеся там, - блестящие постановщики. По сравнению с постановщиком любой профессиональный исполнитель или мастер розыгрыша - мелкая сошка, актёр, мечатющий, чтобы его взяли в труппу. Талант постановщика - залог успеха предприятия.
    2. иногда слово постановщик употребляется с иронией, в виде насмешки - когда постановка шита белыми нитками, очевидна, неудачна, но смысл слова от этого не меняется.
  • ПОСТОРОНКА - (разг.) то же, что ПОСТОРОННЯЯ.
  • ПОСТОРОННЯЯ - (разг.) карта короткой и слабой масти у разыгрывающего. Например, если у разыгрывающего до сноса было: AKJ109 AKQJ 87 8 и он заказал 8, то вистующие, накопившие третью даму в козырях и сосчитав взятки, могут сказать: пять козырей - четыре взятки, четыре трефы - ещё четыре взятки. Отдашь одного козыря и одну постороннюю. Говоря посторонняя, вистующие имеют ввиду, что совершенно неважно, какую именно карту оставил разыгрывающий - бубну или черву.
  • ПРЁТ КАРТА - (разг.) везёт. См. ПЕРЕТЬ. ПЁР.
  • ПРЕФЕРАНС - состояние в игре, которое возникает после торговли (за исключением торговли до мизера) при наличии на руках игрока (вместе с прикупом) туза, короля и дамы во всех четырех мастях. Существует договорное правило, согласно которому игра при этом заканчивается, игрок закрывает свою пулю, списывает свою гору, закрывает остальных участников и пишет на них по 100 вистов. Профессиональными игроками считается шулерским правилом, поскольку для опытного шулера не составляет труда раздать преферанс своему партнёру. Вероятность же прихода преферанса при честной игре составляет (12!*20!)/32!, то есть примерно одна на 226 миллионов раздач. При непрерывной игре и одной раздаче в минуту в среднем игроку пришлось бы ждать такого расклада 430 лет.
  • ПРЕФЕРАНСИК - уменьщительно-ласкательное название игры преферанс.
  • ПРЕФЕРАНСИСТ - игрок в преферанс.
  • ПРИГЛАШЕНИЕ - 1. (устар.) в старинной разновидности преферанса у вистующего существовала возможнсть выбора: играть с приглашением, т.е. с использованием карт пасующего партнёра (причём можно было пригласить его играть втёмную или в светлую), или играть без приглашения, т.е. исключительно на своих картах, без партнёра, карты которого не принимали участия в розыгрыше и никому не показывались.
    2. в современном преферансе приглашение повсеместно понимается ка указание вистующего пасующему играть втёмную, т.е. не открывать своих карт. На этот случай у приглашённого есть твердое правило, которого он должен придерживаться: приглашён втёмную - держи длинную масть. Ни сносить от неё, ни тем более ходить с неё он, по возможнсти не должен.
  • ПРИЁМ - 1. возможность взять взятку. Возможность отдать взятку называется отдачей.
    2. сама карта, на которую будет взятка.
  • ПРИКРЫТИЕ - то же, что ПОДПОРКА.
  • ПРИКРЫШКА - то же, что ПОДПОРКА.
  • ПРИКУП - отдельно положенные при сдаче, никому не принадлежащие две карты. За право получить прикуп ведётся ТОРГОВЛЯ. Получает прикуп игрок, сделавший в процессе торговли наивысшее НАЗНАЧЕНИЕ.
  • ПРИКУПАТЬ - брать прикуп, играть с прикупом.
  • ПРИКУПИВШИЙ - игрок, получивший ПРИКУП. То же, что ПРИКУПЩИК.
  • ПРИКУПНАЯ ИГРА - игра в расчёте на прикуп. См. также ПРИКУПНАЯ КАРТА.
  • ПРИКУПНАЯ КАРТА - оценка игроком своих карт с точки зрения вероятности улучшить их за счёт ПРИКУПА. Хорошая карта, к которой подходит почти любая, какая бы ни купилась.
  • ПРИКУПЩИК - игрок, взявший ПРИКУП, прикупивший.
  • ПРИКУПКА - (устар.) то же, что ПРИКУП.
  • ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ РАСПАСОВКА - распасовка, стоимость взяток в которой увеличивается , если играется несколько рапасовок подряд. Прогрессия увеличения стоиомсти взяток на распасовке может быть, по договорённости между игроками, АРИФМЕТИЧЕСКОЙ и ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ. Игроки должны также условиться, есть ли предел у прогрессии.
  • ПРОРЕЗАТЬ - сделать ПРОРЕЗКУ, провести ИМПАС.
  • ПРОРЕЗКА - 1. ход с маленькай карты в масть ВИЛКИ. Классическим примером прорезки может служить ход в малленькую карту той маст, где у разыгрывающего KJ, а у вистующего AQ. Если разыгрывающий кладёт короля, вистующий бьёт его тузом, если валета - дамой.
    2. дополнительное действие при съёме колоды, заключающееся в том, что снимающий отделяет часть карт и прорезает колоду на столе (т.е. пропускает, врезает отделённые карты в другую половину). После этого он должен сделать СЪЁМ, т.е. разделить колоду на две половинки (причём в каждой должно быть не менее пяти карт). Съём делается одной рукой. Сдающий имеет право после прорезки снова перетасовать колоду и снова предложить снять. Если снимающий хочет, он может снова сделать прорезку и снять, но сдающий имеет право снова тасовать. После однократного съёма без прорезки сдающий тасовать не имеет права. Смысл прорезки - противодействие возможному применению шулерских приёмов (таких, как СКЛАДКА, ПАКЕТ, СМЕНКА и пр.), когда сдающий может иметь известный ему или подготовленный расклад карт в колоде; прорезка нарушает порядок карт в колоде. Однако сама процедура прорезки может быть прикрытием для исполнения шулерского приёма снимающим (например, СКРИПКИ). Поэтомк сдающий имеет право снова тасовать после прорезки и требовать однократного съёма одной рукой.
  • ПРОСАДИТЬ - то же, что проиграть.
  • ПРОСВИСТАТЬ - то же, что проиграть.
  • ПРОСВИСТАТЬСЯ - то же, что проиграться.
  • ПРОСТАЯ ИГРА - 1. самая маленькая игра (контракт), шестерная, меньше которой нельзя заказать.
    2. незамысловатая, однозначная, бесхитростная игра.
    3. игра по начальной ставке, начальным кушем.
  • ПРОСЧЁТ - применяемое при игре в преферанс на ставку условие, по которому игроки до начала игры определяют максимальный размер проигрыша для каждого. Это сумма называется величиной просчёта. Например, договорились, что просчёт составляет 300 вистов. Если играют по 1 рублю за вист, то все кладут «в общую» по 300 рублей. Как только проигрыш любого игрока превысит 300 вистов, пулька заканчивается. Больше просчёта проигравший не платит.
  • ПРОТОЛКАТЬ - (шул.) в шулерской игре, если один игрок успешно применяет против другого какой-то шулерский приём, например, краплёные карты, то говорят, что он протолкал, пропихнул краплёные карты, а про его партнёра говорят, что ему это лезет, пролазит, проходит.
  • ПРОФЕРШПИЛИТЬСЯ - то же, что ПРОИГРАТЬСЯ.
  • ПРОФИЛАКТИКА - приём розыгрыша на рапасовке, преследующий цель создания достаточной плотности в проблемной масти.
  • ПРОФОРТУНИТЬ - проигратьсь в карты, потерпеть неудачу.
  • ПРОФУГОВАТЬ - проиграть. См. ФУГОВАТЬ.
  • ПРОХОДНАЯ МАСТЬ - сильная и длинная побочная масть. Получить взятки взятки в проходной масти можно при условии предварительного отбора козырей либо при условии, что у вистующих проходная и козырная масть сосредоточились в одной руке.
  • ПРОХОДИТ - см. ПРОТОЛКАТЬ.
  • ПТИЦА - то же, что ЁЛОЧКА.
  • ПУАНЬ - (устар.) термин, используемый во многих играх французского происхождения для обозначения очков в записи. Один пуань - одно очко.
    Этимология: от франц.: point - очко, пункт.
  • ПУЛЬКА - 1. партия игры в преферанс определённой величины (например, пулька до 50, т.е. до того момента, пока у каждого игрока не будет записано по 50 очков за сыгранные игры).
    2. место на листе записей результатов игр, где регистрируются сыгранные игры.

    Этимология: по Фасмеру, из франц.: poule - курица, так как ставки при игре сравнивали с яйцом, которое достают из-под курицы. От того же французского слова происходит англ.: poul - ставка.
  • ПУЛЯ - то же, что ПУЛЬКА.
  • ПУСТАЯ КАРТА - карта, масть и достоинство которой не имеют в данный момент значения. Термин используется при описании сквизовой концовки, в котором имеющие значение карты называются рабочей картой, задержкой, картой угрозы и т.д.

 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100