Словарь карточных терминов

  • САМ-ДРУГ - (устар.) две карты какой-либо масти. При этом называется старшая, например дама сам-друг. Это означает: вторая дама, т.е. дама с маленькой картой той же масти. Три карты в масти назывались сам-третей (туз сам-третей - третий туз); четыре - сам-четверт (король сам-четверт - четвёртый король); пять - сам-пят (туз сам-пят - пятый туз); шесть - сам-шест (туз сам-шест - шестой туз).
    Литература: Шевляковский. Коммерческие игры.
  • САМ-ПЯТ - (устар.) см. САМ-ДРУГ.
  • САМ-ТРЕТЕЙ - (устар.) см. САМ-ДРУГ.
  • САМ-ЧЕТВЕРТ - (устар.) см. САМ-ДРУГ.
  • САМ-ШЕСТ - (устар.) см. САМ-ДРУГ.
  • СВАДЬБА - так называется сведение в одной взятке двух старших фигур вистующих. Например, у разыгрывающего в какой-то масти QJ109 и он вышел дамой. Первый вистующий, имея A87 и не желая терять темпа, поставил туза, а второй вистующий положил во взятку единственную карту этой масти - короля. Произошла свадьба. В другом случае, играющий пошёл тузом и маленькой из комбинации А987. Если эта масть лежит у вистующих пополам, то во второй взятке мы увидим короля и даму - марьяж, что по-французски и означает свадьбу.
  • СВЯЗЬ МЕЖДУ РУКАМИ - см. КОММУНИКАЦИИ.
  • СИГНАЛЫ НА ВИСТЕ - легальный обмен информацией между вистующими. Самым распространённым и общеизвестным являются сигналы на проносах: «первым сносом покажи сильную масть, вторым - слабую». Существует много конвенций (соглашений), позволяющих отсигналить партнёру количество (чётность) карт в масти, дать информацию о предпочтении хода и т.п. См., например, ЛАВИНТАЛЬ.
  • СИНГЕЛЬТОН - то же, что СИНГЛЕТ.
    Этимология: от англ.: singleton - единичный предмет, вещь, не имеющая пары.
  • СИНГЛЕТНЫЙ - единственный, когда других карт этой масти нет на руках. Называется также голым или бланковым. Например, синглетный туз, т.е. голый туз, бланковый туз.
  • СИНГЛЕТ - единственная карта данной масти. Называется также сингельтон или бланка. Две карты в масти называются дублет или дублетон, а три карты - триплет.
    Этимология: от англ.: single - единственный, один, одинокий, одиночный, непарный.
  • СКВИЗ - приём розыгрыша в бридже, висте, винте и преферансе. Сущность его заключается в том, что противник вынуждается к сносу нужной карты. Термин сквиз ввёл в употребление Сидней Ленц. Сам технический приём розыгрыша был известен игрокам в вист уже в середине прошлого века. Известен случай выигрыша пари в венском кафе в 1864 г. с применением ВЕНСКОГО УДАРА, одной разновидности сквиза. Однако приём этот не имел специального названия и назывался «ударом» (coup - франц.). В 1910 г. J. B. Elwell придумал для сквизовой игры название «форсируемый снос» (forcing discards). И только в середине 20-х годов XX в. Ленц, вероятно, по ассоциации с силовой игрой в профессиональном бейсболе дал приёму название, которое прижилось и существует по сегодняшний день.
    Этимология: от англ. squeeze, буквально означающее: сжатие, сжимание, сдавливание, объятие, выжимание, давление, уплотнение, выпресовывание, принуждение, обременение, притеснение, втискивание, проталкивание, пропихивание, вымогательство, шантаж, затруднение, узкое место. В карточном смысле лучшим переводом является слово вынуждение.
  • СКВИЗУЮЩАЯ КАРТА - карта, ход которой вынуждает противника снести нужную ему карту. Ходу сквизущей картой предшествует подготовка сквизовой позиции, корректировка счёта и т.д.
  • СКЛАДКА - (шул.) карты, расположенные (сложенные) в колоде в определённом порядке. Существует понятие складка со стола, когда шулер, собирая карты со стола, для того, чтобы перетасовать м сдать снова, очень ловко укладывает их в определённом порядке. См. также ПОДБОР, СМЕНКА.
  • СКОЛЬЗОК - (шул.) шулерский приём, колода карт, сделанных «под съём». Рубашки нужных карт (например, тузов, валетов) полируются, вощатся, делаются более гладкими, чем остальные карты. При съёме колоды шулер делает небольшое усилие в горизонтальной плоскости и сдвигает так, что верхней после съёма оказывается нужная карта.
  • СКРИПКА - (шул.) специально изготовленная шулерская колода карт.
  • СМЕНКА - 1. (шул.) тайная подмена карт в процессе игры.
    2. другие значения многочисленны. Общий смысл - сменить, подменить.
  • СНЯТЬ - сделать СЪЁМ.
  • СНЯТЬ ПОД КОРОБОК - шулерский приём, применяемый обычно при игре с сообщником. Часть колоды (подтасованной или приготовленной заранее) выгибается горбом и кладётся на остальные карты. Сообщник, видя или чувствуя пальцами щель между двумя частями колоды, снимает колоду в нужном месте. Часто приём применяется и в игре без сообщника; партнёр невольно сам «снимает под коробок», так как колода легче всего делится на две части именно в нужном месте. Другое название - мостик. См. также КОРОБОЧКА.
  • СНЯТЬ С ТУЗА - вынудить игрока пойти тузом, избавиться от туза, положить туза на ход в определённую масть. Как правило, игрок хочет снять противника с туза для получения КОНТРОЛЯ НАД МАСТЬЮ или для прерывания КОММУНИКАЦИЙ.
  • СОЧИНСКИЙ ПРЕФЕРАНС - разновидность преферанса.
  • СТАЛИНГРАД - (разг.) то же, что ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА.
  • СТРУНА - (разг.) расклад карт на руках у разыгрывающего, когда после прикупа у него по три карты во всех четырёх мастях. Обычно при таком раскладе выбрать какую-либо из мастей козырем бывает затруднительно.
  • СЪЁМ - процедура, принятая при сдаче карт во время игры. После того, как сдающий перетасовал карты - подготовил колоду к сдаче, сидящий справа от него игрок должен снять с лежащей на столе колоды часть карт (обычно примерно половину) и положить рядом, с тем чтобы сдатчик положил нижнюю часть на верхнюю и начал сдавать. В каждой из двух частей колоды должно быть не менее пяти карт. Съём применяется для предотвращения подтасовки и иного жульничества. См. также СНЯТЬ, СНЯТЬ ПОД КОРОБОК. В любой карточной игре съём - непременный ритуал, происходящий между тасовкой и сдачей карт. Съём делается на столе. Существуют понятия съём с руки, снимать с руки, означающие, что сдающий перетасовав карты, предлагает партнёру сделать съём в руках у сдающего. Это предложение считается некорректным. Партнёр имеет право потребовать, чтобы для съёма колода была положена на стол. Снимающий имеет право перед съёмом сделать ПРОРЕЗКУ (2). После прорезки и съёма сдающий имеет право тасовать снова. После однократного съёма без прорезки сдающий не имеет право тасовать. Шулера имеют в своём арсенале приём под названием ВОЛЬТ, который заключается в обратном перекладывании частей колоды после съёма и используются ими для того, чтобы подтасовка и иное жульничество не были предотвращены путём съёма.
  • СЮРКУП - 1. в коммерческих играх: висте, преферансе и других означает ситуацию, когда один игрок ходит в некозырную масть, которой нет у двух других игроков, второй бьёт её козырем, а третий бьёт карту второго старшим козырем. Приём бывает весьма эффективным при игре вистующих втёмную против играющего. Умение грамотно организовать (или навести) сюркуп является признаком игрока высокого класса.
    2. (устар.) брать под сюркуп - брать под подозрение, наблюдение, арест.

    Этимология: от франц.: surcoupe - «перекрышка в карточной игре» (Фасмер). Сюркуп - слово, состоящее из приставки sur - над, сверх - и корня coupe - рубка, резка, съёмка (карт.). Ср.: купе - пассажирский вагон нарезан на секции. Ср. также купировать - резать.

 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100