Словарь карточных терминов

  • МАЛАЯ КОЛОДА - колода карт в 32 листа от туза до семёрки включительно. Называется также пикетной, скатовой или преферансной колодой - по названию самых знаменитых игр, в которые играют малой колодой.
  • МАРЬЯЖ - 1. король и дама одной масти в одних руках. Марьяж имеет большое значение во многих играх, символизируя собой верную взятку. Единственная карта старше короля и дамы - это туз. Если короля побили тузом, то дама осталась старшей картой в масти. Особое отношение к марьяжу зафиксировано в правилах многих игр, дающих призовые очки за один только факт наличие марьяжа на руках.
    Примеры употребления.Я к крале короля бросаю, / И ферзь к ладье я придвигаю, / Даю марьяж, им шах и мат (Державин. На счастье). • Марьяж и в Африке - марьяж (игроцкая поговорка).
    2. старинная карточная игра для двоих играющих, сходная с пикетом. Главное условие выигрыша - чтобы играющий имел короля и королеву (даму) одной масти. Существует игра, основанная на подсчёте очков при взятках, - большой марьяж, завезённая в Россию пленными чехами во время первой мировой войны и превратившаяся позднее в игру тысяча одно.
    Примеры употребления.Бывало, как мы заведём игру, так или в марьяж, или в дураки (Фонвизин. Бригадир).
    3. (устар.) слово марьяж, заимствованное из французского, означает свадьбу, брак. От него произошли выражения: марьяжить, замарьяжить, означающие, согласно Далю, залучить поклонника, привязать к себе обожателя, а в наше время употребляемые с оттенком иронии и означающие скорее несерьёзные любовные отношения, лёгкий флирт.
    Примеры употребления.Ну, можно ль на бале марьяж затевать / На бал не жениться приходят, плясать! (Мятлев. Проект гросфатера).
    4. название компьютерной игры преферанс фирмы AFComputers (Москва). Алгоритмы программиста Александра Макарова, графика художников Олега Валентинова и Ольги Желтовой. В 1997 г. проведён Первый Всемирный компьютерный турнир по преферансу «Кубок Марьяжа-97» с использованием специальных выпусков программы «Марьяж». Свежую информацию о компьютерном «Марьяже» можно получить в сети Интернет по адресу: http://www.marriage.ru.
    5. (блат.) лживое согласие на совершение полового акта.
    Этимология: от франц.: marriage - брак, женитьба, замужество, свадьба; mari - муж, супруг. Ср. английское marriage - свадьба, женитьба; итальянское marito - муж. Ср. также франц.: marriage - сочетание чего-либо; un heureux marriage de couleurs - удачное сочетание красок.
  • МАСТЬ - одна из четырёх частей колоды, все карты которой имеют общий знак: пики , трефы , бубны или червы (во французских картах); листья плюща, жёлуди, бубенчики или сердца (в немецких картах); мечи, дубинки, монеты или кубки (в итальянских картах).
    Трудно определить первоначальные формы этих мастей: сердца, бубенчики, жёлуди и листья плюща, дубинки, мечи, кубки и монеты - во Франции, Германии, Италии или Испании; несомненно, что формы эти являются во многом готическими орнаментами. Их можно обнаружить на страницах рукописи истории рыцаря Ланселота или поисков Грааля. Эти же символы выгравированы на стёклах Майнцского собора, построенного в конце X века (правда, сами стёкла могли быть более позднего происхождения). Существует предположение, что четыре масти французских карт изображают собой четыре главнейших предметов рыцарского обихода: трефы - эмблема меча, пики - копья, бубны - знамёна или гербы, червы - щиты.
    Есть другое толкование символики карточных мастей, данное французским священником отцом Менестрие в 1704 г., - игра представляет собой картину классов общества: сердца - священники (люди сердца); пики - воины (дворяне); кубики - горожане (бюргеры) - полы в городских домах выложены кубиками (по-французски - carreau); клевер - деревенские жители (по-французски - tréfle).
    По мнению Менестрие, испанцы выразили те же понятия: священники - жертвенный кубок; дворяне - меч; торговцы - монета; крестьяне - дубинка.
    Многие авторы пытались раскрыть символику карточных мастей. Все предположения можно разделить на две группы: политическая трактовка и моралистическая. Политическая трактовка видна в приведённых выше толкованиях, моралистическая впервые представлена в работе Пьетро Аретино (Pietro Aretino) «Le Carte parlanti» (Венеция, 1545 г.): «Мечи напоминали о смерти тем, кто расстраивался по поводу проигранной игры». Политическая трактовка представляется более близкой к истине, так как иерархии карточных фигур, возникших в самых разных частях света, повторяют (копируют) иерархии должностных лиц государства - карты «малик» и «наиб» в арабских картах, чиновники империи Акбара в индийской колоде «ганджифа», наиболее важные ранги гражданской иерархии в китайской колоде, описанной Брайткопфом.
    В Россию игральные карты проникли с запада (через Германию и Польшу), и этот факт объясняет появление просторечных названий карточных мастей: вины (пики) - калька с немецкого (на немецких картах пиковая масть изображена в виде виноградных листьев); жлуди - трефы (на немецких картах жёлуди соответствуют трефовой масти); звонки - бубны (на немецких картах бубенчики).

    Этимология: от мазать (в смысле красить разными цветами), масло.
  • МАЯК - (шул.-блат.) условный сигнал, тайная передача информации при помощи условных знаков.
  • МЕЛЬНИЦА - (разг.) тип розыгрыша в преферансе, заключающийся в том, что вистующие бьют козырями крупные карты разыгрывающего, передавая ход попеременно с одной руки на другую.
  • МИЗЕР - 1. игра, в которой заказавший её обязуется не взять ни одной взятки.
    2. (устар.) в старинной разновидности преферанса, распространенноё в XIX в., некоторые правила которой сохранились в современной «классике», существовала игра мизер, несколько отличавшаяся от мизера в традиционном представлении. Мизер игрался втёмную (вистующие не открывали своих карт). Мизер с открытыми картами назывался УВЁРТОМ (от франц.: ouvert - открытый). Как увёрт, так и мизер подразделялись на увёрт (мизер) большой и увёрт (мизер) малый.
  • МИЗЕР БЕЗ ПРИКУПА - игра МИЗЕР, которую играющий обязуется сыграть, не прикупая. Возможна только при договорном условии, что мизер перебивается крупной игрой (например, девятерной), а мизер без прикупа - той же игрой, но без прикупа или большей. Прикуп в этом случае не смотрит никто.
  • МИЗЕР БОЛЬШОЙ - разновидность игры МИЗЕР в старинной версии преферанса. Означает обязательство не брать ни одной взятки. Перебивает простую (шестерную) игру. Сам перебивается семерной игрой без прикупа. Прикуп не берётся. Ловится взакрытую (противники не открывают своих карт). За сыгранный большой мизер игрок списывает с записи (пишет в пульку) 10 очков. За каждую взятку ставит ремиз (пишет в гору) по 10 очков.
  • МИЗЕР ВТЁМНУЮ - игра мизер в КЛАССИЧЕСКОМ ПРЕФЕРАНСЕ, которую игрок заказал, не смотрев своих карт. Ловится втёмную. Прикуп и снос не показываются.
  • МИЗЕР КАБАЛЬНЫЙ - см. КАБАЛЬНЫЙ МИЗЕР.
  • МИЗЕР МАЛЫЙ - разновидность игры МИЗЕР в старинной версии преферанса. Означает обязательство не брать ни одной взятки. Перебивает простую (шестерную) игру с прикупом. Сам перебивается шестерной игрой без прикупа. Играется с прикупом. Ловится взакрытую (противники не открывают своих карт). За сыгранный малый мизер игрок списывает с записи (пишет в пульку) 5 очков. За каждую взятку ставит ремиз (пишет в гору) по 5 очков.
  • МОСТИК - (шул.) шулерский приём, другие названия - коробок, коробочка. См. СНЯТЬ ПОД КОРОБОК.
  • МОТЛАХ - см. ОБЩИЙ МОТЛАХ.
  • МЯСОРУБКА - (разг.) то же, что МЕЛЬНИЦА.

 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100